Сделать стартовой

Тел.  (8352) 382581, 382579
E-mail:

 

Скачать каталог,
прайс лист
Контакты
(8352) 382581
(8352) 382579

E-mail:

Статьи

« Назад

Машины электрические малой мощности ДВИГАТЕЛИ ГОСТ 16264.0—2018  05.09.2019 07:34

Машины электрические малой мощности ДВИГАТЕЛИ ГОСТ 16264.0—2018

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ

Машины электрические малой мощности

ДВИГАТЕЛИ

Общие технические условия

Издание официальное

 
   

 

 
 

Москва
Стандартинформ
2019

 

ГОСТ 16264.0—2018

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан-
дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные
положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосудар-
ственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, при-
нятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1   РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением
высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»)
и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследователь-
ский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2     ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол от 29 ноября 2018 г. N9 54)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны
по MK (ИСО 3166) 004—9?
Код страны по
МК(ИСО 3166) 004-9?
Сокращенное нанмекомиие национального
органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Уэстандарт

 

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июля
2019 г. N? 354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 16264.0—2018 введен в действие в качестве на-
ционального стандарта Российской Федерации с 1 января 2020 г.

5     ВЗАМЕН ГОСТ 16264.0—85

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью
или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве офи-
циального издания без разрешения Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии

ГОСТ 16264.0-—2018

Содержание

1      Область применения.................................................................................................................................................................. 1

2       Нормативные ссылки................................................................................................................................................................. 1

3       Типы, основные параметры и размеры............................................................................................................................... 3

4       Технические требования.......................................................................................................................................................... 4

5       Требования безопасности....................................................................................................................................................... 9

6       Комплектность........................................................................................................................................................................... 10

7       Правила приемки...................................................................................................................................................................... 11

8       Методы испытаний.................................................................................................................................................................. 12

9       Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение............................................................................................... 18

10       Указания по эксплуатации................................................................................................................................................... 20

11       Гарантии изготовителя........................................................................................................................................................ 21

 

 

 

ГОСТ 16264.0—2018

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Машины электрические малой мощности
ДВИГАТЕЛИ

Общие технические условия

Small power electric machines. Motors.

General specHicabons

Дата введения — 2020—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электродвигатели номинальной мощностью до 1000 Вт:
асинхронные, синхронные, коллекторные переменного тока и универсальные, коллекторные и бескон-
тактные постоянного тока и шаговые с номинальным моментом до 10,0 Нм. предназначенные для
работы от сети постоянного или переменного тока частотой 50,60 или 400 Гц. изготовляемые для нужд
народного хозяйства и экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.

Виды климатического исполнения: для двигателей бытового назначения — УХЛ4; 04; У1.1 и Т1.1
по ГОСТ 15150; для двигателей промышленного назначения — У2, УЗ. УХЛЗ. Т2. ТЗ. УХЛ4 и 04 по
ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.

Стандарт не распространяется на двигатели: взрывозащищенные, электрифицированных игру*
шек. линейные, подвижного транспорта, а также асинхронные трехфазные серий 4А. 4AM, АИ.

Все требования настоящего стандарта, кроме 4.2. являются обязательными.

2     Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные
стандарты:

ГОСТ 2.601—2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные доку*
менты

ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, до*
пускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014—78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозион-
ная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.303—84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и не*
металлические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 12.1.004—91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие
требования

ГОСТ 12.1.019—79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие тре*
бования и номенклатура видов защиты1)

ГОСТ 12.1.030—81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное
заземление, зануление

ГОСТ 12.2.007.0—75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические.
Общие требования безопасности

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.1.019—2009 «Система стандартов безопасности труда.
Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты».

Издание официальное

 

ГОСТ 12.2.007.1—75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращаю-
щиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.019—80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электриче-
ские. Общие требования безопасности

ГОСТ 20.57.406—81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники,
квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 27.410—87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы кон-
трольных испытаний на надежность11

ГОСТ 2479—79 Машины электрические вращающиеся. Условные обозначения конструктивных
исполнений по способу монтажа

ГОСТ 7217—87 Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные. Методы испы-
таний

ГОСТ 8592—79 Машины электрические вращающиеся. Допуски на установочные и присоедини-
тельные размеры и методы контроля

ГОСТ 10683—73 Машины электрические. Номинальные частоты вращения и допускаемые от-
клонения

ГОСТ 11828—85 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний

ГОСТ 11929—87 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний. Определе-
ние уровня шума

ГОСТ 12080—66 Концы валов цилиндрические. Основные размеры, долусхаемые крутящие
моменты

ГОСТ 12139—84 Машины электрические вращающиеся. Ряды номинальных мощностей, напря-
жений и частот

ГОСТ 13267—73 Машины электрические вращающиеся и непосредственно соединяемые с ними
неэлектрические. Высоты оси вращения и методы контроля

ГОСТ 14087—88 Электроприборы бытовые. Общие технические требования[1] [2]*

ГОСТ 14192—96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254—2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15102—75 Контейнер универсальный металлический закрытый номинальной массой брут-
то 5.0 т. Технические условия

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воз-
действия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15151—69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим
климатом. Общие технические условия

ГОСТ 15543—70 Изделия электротехнические. Исполнения для различных климатических рай-
онов. Общие технические требования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15846—79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 15963—79 Изделия электротехнические для районов с тропическим климатом. Общие тех-
нические требования и методы испытаний

ГОСТ 16511—86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Тех-
нические условия

ГОСТ 16962—71 Изделия электронной техники и электротехники. Механические и климатические
воздействия. Требования и методы испытаний

ГОСТ 17412—72 Изделия электротехнические для районов с холодным климатом. Технические
требования, приемка и методы испытаний

ГОСТ 17516—72 Изделия электротехнические. Условия эксплуатации в части воздействия меха-
нических факторов внешней среды

ГОСТ 18242—72 Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы
контроля”

ГОСТ 18477—79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 18620—86 Изделия электротехнические. Маркировка

ГОСТ 20832—75 Система стандартов по вибрации. Машины электрические вращающиеся мас-
сой до 0.5 кг. Допустимая вибрация

ГОСТ 21128—83 Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники
электрической энергии. Номинальные напряжения до 1000 В

ГОСТ 21130—75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Кон-
струкция и размеры

ГОСТ 23216—78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная проти-
вокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 23264—78 Машины электрические малой мощности. Условные обозначения

ГОСТ 23366—78 Ряды номинальных напряжений постоянного и переменного тока

ГОСТ 24297—2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы
контроля

ГОСТ 26772—85 Машины электрические вращающиеся. Обозначение выводов и направление
вращения

ГОСТ 27570.0—87 (МЭК 335-1—76) Безопасность бытовых и аналогичных электрических прибо-
ров. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 32144—2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнит-
ная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ IEC 60034-1—2014 Машины электрические вращающиеся. Часть 1. Номинальные значения
параметров и эксплуатационные характеристики

ГОСТ IEC 60034-2А—2012 Машины электрические вращающиеся. Часть 2. Методы определения
потерь и коэффициента полезного действия вращающихся электрических машин при испытаниях (ис-
ключая машины для тяговых транспортных средств). Измерение потерь калориметрическим методом

ГОСТ IEC 60034-2-1—2017 Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные мето-
ды определения потерь и коэффициента полезного действия по испытаниям (за исключением машин
для подвижного состава)

ГОСТ IEC 60034-5—2011 Машины электрические вращающиеся. Часть 5. Классификация степе-
ней защиты, обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машин (Код IP)

ГОСТ IEC 60034-9—2014 Машины электрические вращающиеся. Часть 9. Пределы шума

ГОСТ IEC 60034-14—2014 Машины электрические вращающиеся. Часть 14. Механическая ви-
брация некоторых видов машин с высотами вала 56 мм и более. Измерения, оценка и пределы жест-
кости вибраций

Примечание — При пользования настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылоч-
ных стандартов 8 информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агент-
ства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указа-
телю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего пода, и по выпускам
ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт
заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (изменен-
ным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется 8 части, не затрагивающей эту ссылку.

3      Типы, основные параметры и размеры

  1. 1Условные обозначения типов вновь разрабатываемых двигателей — по ГОСТ 23264. Услов-
    ные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа — по ГОСТ 2479.
    1. 2Номинальные напряжения литания двигателей — по ГОСТ 21128. ГОСТ 23366 и ГОСТ 12139.
      По заказу потребителей двигатели можно изготовлять на два и более номинальных напряжений.
      Двигатели, предназначенные для экспорта, изготовляют на напряжения питания в соответствии

с заказом-нарядом внешнеторговой организации. Допускается изготовление этих двигателей на диа-
пазон напряжений питания и напряжения 115 В переменного тока.

  1. 3Номинальные мощности двигателей — по ГОСТ 12139.

Для многоскоростных двигателей номинальная мощность хотя бы на одной частоте вращения
должна соответствовать ГОСТ 12139.

  1. 4Номинальные частоты вращения двигателей, кроме шаговых. — по ГОСТ 10683.

Для многоскоростных двигателей хотя бы одна частота вращения при номинальной мощности
должна соответствовать ГОСТ 10683.

  1. 5Номинальный потребляемый ток двигателей устанавливают в нормативных документах или
    технической документации на двигатели конкретных видов и типов, при необходимости.
  2. 6Установочные и присоединительные размеры, конструкция и размеры мест крепления двига-
    телей с лапами и крепительным фланцем — по нормативным документам, утвержденным в установ-
    ленном порядке. Допускаемые отклонения установочных и присоединительных размеров двигателей с
    подшипниками качения — по ГОСТ 8592. нормальной или повышенной точности, если в технической
    документации на двигатели конкретных типов нет других указаний.

Установочные и присоединительные размеры и их предельные отклонения других конструктив-
ных форм крепления (на качающейся опоре, за корпус и т. д.) устанавливают в технической документа-
ции на двигатели конкретных типов.

  1. 7Высота оси вращения (габарит) двигателей — по ГОСТ 13267.

4        Технические требования

  1. 1Общие требования
  2. 1.1Двигатели следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стан-
    дартов общих технических условий на виды двигателей и технической документации на двигатели кон-
    кретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Двигатели, предназначенные для эксплуатации в районах с тропическим климатом, кроме того,
следует изготовлять в соответствии с требованиями ГОСТ 15963, а для районов с холодным клима-
том — по ГОСТ 17412.

Для встраиваемых двигателей, состоящих только из статора и ротора, требования 3.6. 4.2.3—
4.2.5. 4.4.6—4.4.8. 5.5 не распространяются.

Для двигателей, встраиваемых в герметичные компрессоры, также не распространяются требо-
вания 4.3.1—4.3.3.

  1. 2Требования к конструкции
  2. 2.1Внешний вид двигателей должен соответствовать требованиям конструкторской документа-
    ции или эталонному образцу, утвержденному в установленном порядке.
  3. 2.2Антикоррозионные покрытия деталей и узлов двигателей в зависимости от условий эксплу-
    атации, хранения и транспортирования следует выбирать по ГОСТ 9.303 и ГОСТ 15151.
  4. 2.3Степень защиты двигателей по ГОСТ (ЕС 60034-5 следует устанавливать в нормативных
    документах или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.
  5. 2.4Двигатели изготовляют с одним или двумя выступающими цилиндрическими концами вала
    по ГОСТ 12080.

При изготовлении двигателей с двумя концами вала суммарная нагрузка на оба конца вала не
должна превышать номинальную по мощности или моменту.

Допускаемую величину силы, прилагаемой к выступающему рабочему концу вала в радиальном
или аксиальном направлениях при эксплуатации двигателей по требованию заказчика (основного по-
требителя). следует устанавливать в нормативных документах или технической документации на дви-
гатели конкретных видов и типов.

  1. 2.5Двигатели изготовляют правого направления вращения или реверсивные. По требованию
    заказчика (основного потребителя) допускается изготовлять двигатели левого направления вращения.
    Если двигатель предназначен только для одного направления вращения, то оно должно быть указано
    стрелкой на корпусе или щите двигателя со стороны выступающего рабочего конца вала. По согласова-
    нию с заказчиком (основным потребителем) стрелку направления вращения допускается не указывать.
  2. 2.6Двигатели промышленного назначения изготовляют с клеммной колодкой, штепсельным
    разъемом, коробкой выводов, имеющей одно или два выходных отверстия, или со свободными про-
    водами; бытового назначения — с клеммной колодкой, контактным мостиком, контактами на каркасах
    обмоток, штепсельным разъемом или со свободными выводными проводами.
  3. 3Требования по устойчивости к внешним воздействиям
  4. 3.1Номинальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации — по
    ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543. типы атмосферы I и II. При этом запыленность воздуха, не более: 1 мг/м3 —
    для открытых и защищенных двигателей, 2 мг/м3 — для закрытых двигателей.
  5. 3.2Двигатели должны быть устойчивыми к воздействию влаги в соответствии с требованиями,
    указанными в таблице 1.

Таблица 1

Климатическое исполнение Категория размещения Стелена жесткости по ГОСТ 16942
УХЛ 4 1
У 1.1 II
У. УХЛ 3 III
У 2 IV
Т 3 VII
т 1.1.2 VIII
О 4 VI

 

  1. 3.3Двигатели, предназначенные для работы в условиях влажного тропического климата. долж*
    ны быть устойчивыми к воздействию плесневых грибов.
  2. 3.4Группы условий эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов
    внешней среды по ГОСТ 16962 и ГОСТ 17516 следует устанавливать в нормативных документах или
    технической документации на двигатели конкретных видов и типов, кроме встраиваемых, состоящих из
    статора и ротора без подшипниковых щитов.
  3. 3.5Двигатели должны быть устойчивыми к воздействию механических факторов при транспор*
    тировании по ГОСТ 23216.

4.4 Требования к характеристикам

  1. 4.1Номинальный режим работы двигателей по ГОСТ IEC60034*1 следует устанавливать в нор*
    мативных документах или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.

Для двигателей бытового назначения допускается устанавливать номинальный режим работы по
циклограмме, задаваемой бытовым прибором, например автоматической стиральной машиной.

  1. 4.2Параметры механических характеристик (начальный пусковой, максимальный вращающий
    моменты или их отношения к номинальному моменту) должны быть установлены в нормативных до*
    кументах или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.

Номинальный вращающий момент Мноы, Н - м. определяют по формуле

М
мОм

где Рном — номинальная мощность двигателя. Вт;

лиом — номинальная частота вращения, мин-1.

  1. 4.3Энергетические показатели двигателей [коэффициент полезного действия (КПД), коэффи-
    циент мощности) следует устанавливать в технической документации на двигатели конкретных типов.

Для двигателей полезной мощностью до 100 Вт коэффициент мощности допускается не устанав*
ливать.

  1. 4.4Начальный пусковой ток или его отношение к номинальному устанавливают в технической
    документации на двигатели конкретных типов, если такое требование имеется в нормативных докумен*
    тах на двигатели конкретных видов.
  2. 4.5Предельно допускаемые превышения температуры обмоток двигателей над верхним эначе*
    нием температуры окружающей среды — по ГОСТ IEC60034*1.

 

Допускается увеличение предельно допустимых превышений температуры обмоток двигателей
сверх установленных ГОСТ IЕС 60034-1: на 30 "С, если наработка двигателей за весь срок службы из-
делия, в котором они применяются, не превышает 250 ч. на 20 ’С. если наработка двигателей за весь
срок службы изделия, в котором они применяются, не превышает 1000 ч, и на 10 *С. если наработка не
превышает 2000 ч.

Превышение температуры других частей двигателей, а также изолированных пусковых обмоток
повышенного сопротивления двигателей переменного тока, при необходимости, должно быть установ-
лено в нормативных документах или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.

  1. 4.6Двигатели, кроме шаговых, в зависимости от требований к уровню звука подразделяют на
    шесть классов, указанных в таблице 2. Основными по среднему уровню звука являются: 1-й класс —
    для двигателей с подшипниками качения и 4-й класс •— для двигателей с подшипниками скольжения.
    Средний уровень звука двигателей на расстоянии 1 м от наружного контура устанавливают в техни-
    ческой документации на двигатели конкретных типов в соответствии с требованиями таблицы 2. Для
    двигателей с механическим редуктором средний уровень звука устанавливают по согласованию с за-
    казчиком (основным потребителем).

Средний уровень звука двигателей с повышенными требованиями (например, применяемых в
аппаратуре воспроизведения звука) определяют на расстоянии 0,25 м от наружного контура.

Требования к другим шумовым характеристикам, указанным в ГОСТ 11929. а также максимальные
значения уровня звука в одной точке, при необходимости, устанавливают в нормативных документах
или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.

Расчет уровня звуковой мощности — по ГОСТ IEC 60034-9.

  1. 4.7Двигатели по среднеквадратичному значению еиброскорости изготовляют трех категорий:
    нормальной {N)с пониженной вибрацией (Я) и с жесткими требованиями по вибрации (S).

 

Таблица 2

  С^<к»<мй )ром*<» звуке дбА лвм<ет«лвАклассев
1 2 3 4 » 8
СТО ТА нвмммлъмм мощмосзь.Вз
  До Ю
екЛОч
Св Ю
до40
ОКЛОЧ
С» 40
до «0
вкпкн

Се

180

До 10
екЛОч
Се Ю
ДО40
еклоч
Се 40
до 180
еклюм

Се

180

До 10

• КЛКН

Св 10
» 40
очлюм
Се 40
до 180
еклоч

Со

180

До 10
акгмч
Св Ю
до 40
еклоч
Св 40
до 180
«ключ.

Св.

180

До 10
екйом
Св Ю
до 40
оклкм
Св 40
до 180
еклоч

Св

180

ДоЮ Ot Ю
до 40
еклоч
Се 40
до 180
«ключ

Со.

180

До 1000 е«люч 50 5S 59 62 45 50 54 57 40 45 49 52 35 40 44 48 30 35 40 45 28 32 35 40
Се. 1000 до
1S00 клкм
52 58 63 65 48 53 58 во 42 48 53 55 38 45 50 52 35 40 45 48 32 35 40 43
Се. 1500 до
2000 жлюм
58 60 65 67 50 55 60 62 45 50 55 57 40 46 52 54 36 42 48 50 33
<30г
37 43 45
Се. 2000 до
3000 «ключ
58 62 66 68 53 57 61 63 48 52 56 58 43 48 54 55 38 45 50 53 34 40 45 48
Се.3000 до
0000 ключ
82 66 70 71 58 61 65 66 52 66 во 61 47 53 57 59 43 49 53 55 38 45 50 51
Се. 8000 до
15000 «ключ.
86 72 75 76 63 67 70 71 58 82 65 66 50 57 60 61 47 52 57 59 42 50 54 56

Се 15000 до

18000 хлюм

70 75 78 80 66 70 73 75 62 65 68 70 56 60 63 65 52 58 59 63 48 54 57 60
Се 18000 до
25000 «л юм
76 80 82 84 71 75 77 79 67 70 72 74 во 65 67 69 57 62 64 67 52 58 62 64

* Для микродвигателей номинальной мощностью менее 1 Вт.

 

Среднеквадратичное значение виброскорости для двигателей с номинальной частотой вращения
до 4000 мин’1 устанавливают в технической документации на конкретные типы двигателей в соответ-
ствии с требованиями таблицы 3.

Таблица 3

Высота оси враще-

НИЯ. мм

Среднеквадратичное значение еиброскорости. ым^с
Категория двигателя
N Л 3
Двигатели, питаемые or
ЫЛОГО'
Ф&ЗИОЙ
сети
однофазной сети
постоянного и
переменного тока

многофазной

сети

однофазной сети
постоянного и
переменного тока
МНОГО*
фазной
сети
однофазной сети
постоянного и
переменного тока
До 25 вклкм. 1.12 1.80 0.45 0.71 0.28 0.45
Св. 25 до 45 включ. 1.80 2.80 0.71 1.10 0.45 0.71
Св. 45 2.80 4.50 1.12 2.80 0.71 1.10

 

Для двигателей с номинальной частотой вращения 4000 мин-’ и выше, а также для многоскорост-
ных двигателей переменного тока среднеквадратичное значение виброскорости не должно превышать

  1. 1мм/с.

Требования настоящего пункта не распространяются на двигатели, имеющие заданный конструк-
тивный дисбаланс вращающихся частей.

  1. 4.8Требования к индукции магнитных полей рассеяния, линейности механической характери-
    стики М а ^л), стабильности частоты вращения, при необходимости, устанавливают в нормативных
    документах или технической документации на двигатели конкретных типов.
  2. 4.9Значения токов, потерь холостого хода и короткого замыкания двигателей устанавливают,
    при необходимости, в технической документации на двигатели конкретных типов.
  3. 4.10Масса двигателей должна быть указана в нормативных документах или технической до*
    кументации на двигатели конкретных типов.
  4. 4.11Характеристики двигателей устанавливают для практически синусоидального напряжения
    литания переменного тока и симметричной системы многофазных напряжений согласно ГОСТ 32144 и
    ГОСТ IEC60034-1.
  5. 4.12Предельные отклонения напряжения питания от номинального значения — ± 10 %, по тре-
    бованию потребителей в обоснованных случаях — + 10 %. - 15 %.

Для двигателей, изготовляемых для работы в диапазоне напряжений, допускаемое отклонение от
границ диапазона не должно превышать + 5 % по отношению к верхней границе и - 5 % по отношению
к нижней границе диапазона.

  1. 4.13Предельные отклонения частоты литания от номинального значения — ± 2.0 %.
  2. 4.14Двигатели должны развивать номинальную мощность или номинальный вращающий мо-
    мент при указанных отклонениях напряжения и частоты сети, кроме двигателей, применяемых в венти-
    ляторах и других приборах с вентиляторной нагрузкой.
  3. 4.15Предельные отклонения частоты вращения — по ГОСТ 10683.

Для асинхронных двигателей допускается указывать вместо предельных отклонений от номи-
нального скольжения предельное отклонение частоты вращения, что устанавливают в нормативных
документах или технической документации на двигатели конкретных видов.

  1. 4.16Предельные отклонения потребляемого тока от номинальных значений устанавливают в
    нормативных документах или технической документации на двигатели конкретных видов и типов.
  2. 4.17Предельные отклонения параметров и характеристик двигателей от номинальных значе-
    ний. указанных в настоящем стандарте и в нормативных документах или технической документации на
    двигатели конкретных видов и типов, должны быть не более указанных в таблице 4.

Значения параметров и характеристик в сторону улучшения не ограничиваются.

Таблица 4

Нанменомние поммтвля Предельное отклонение

1 КПД (и):

до 0,25 включ.

се. 0,25 до 0,50 включ.

св. 0,50

Устанавливают в нормативных документах или технической
документации на двигатели конкретных типов
-0,125 (1 — п)
-0.15(1-и)
2 Коэффициент мощности (cos <р) двигателей
переменного тока

(1 -ОО8<р)

-------- g----- . но не менее 0.03 и не более 0.07

3 Начальный пусковой момент двигателя мощ-
ностью. Вт:

до 10 включ.

св. 10

-20%
-15%
4 Начальный пусковой ток *20%
5 Уровень звука +ЗдБА
6 Вибрационная скорость *20%
7 Момент инерции ±10%
8 Масса двигателя *2 %. но не менее *10 г для двигателей массой более
02 кг и *5 г для двигателей массой 0.2 кг, и менее *5 % —
для двигателей с корпусом

 

  1. 5Требования к надежности
  2. 5.1В нормативных документах или технической документации на двигатели конкретных типов
    устанавливают нормы на следующие показатели надежности:

- вероятность безотказной работы Р((^) за наработку /0 или среднюю наработку до отказа Гср;

*     средний срок службы Тсп ср или средний ресурс Тр .

  1. 5.2Возможность ремонта и требования к показателям ремонтопригодности устанавливают, при
    необходимости, в технической документации на двигатели конкретных типов.
  2. 5.3Требование надежности к двигателям с электронными стабилизаторами частоты вращения
    или схемами управления указывают в технической документации на двигатели конкретных типов.

5     Требования безопасности

  1. 1Требования безопасности двигателей — по ГОСТ 12.1.019. ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 12.2.007.1
    с учетом изложенного в настоящем стандарте.
  2. 2Сопротивление изоляции токоведущих частей двигателей относительно корпуса должно быть,
    не менее:

*    100 МОм — для основной изоляции в практически холодном состоянии в нормальных климати-
ческих условиях;

*    2 МОм — для основной изоляции после воздействия влаги, а также при практически установив-
шейся рабочей температуре обмоток;

*    5 МОм — для дополнительной изоляции после воздействия влаги, а также при практически
установившейся рабочей температуре обмоток;

*    7 МОм — для двойной или усиленной изоляции после воздействия влаги, а также при практиче-
ски установившейся рабочей температуре обмоток.

Для двигателей на номинальное напряжение до 12 В сопротивление изоляции не проверяют.

  1. 3Испытания электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса двигателя сле-
    дует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.019. Изоляция обмоток относительно корпуса
    двигателя должна выдерживать беэ повреждения испытательное, практически синусоидальное напря-
    жение с частотой (50 ± 1} Гц в течение (1 ±0,05) мин в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5

Тип двигателя Испытательное напряжение
(действующее значение). В
  после испитаиия
на влагостойкость
1 Двигатели, питаемые от автономного источника напряже-
ния св. 12 до 50 В (например, от аккумуляторной и гальва-
нической батареи или такого источника, который не может
получить более высокое напряжение от другого источника,
например автономного генератора низкого напряжения
и г. п.)
12-кратное значение
номинального напряжения
100
2 Двигатели на номинальные напряжения до 24 В. кроме
указанных в пункте 1. т. е. питаемые от сети через преоб-
разователи напряжения
500 440
3 Двигатели на номинальные напряжения св. 24 до 100 В.
кроме указанных в пункте 1
600 плюс двукратное
номинальное напряжение
500
4 Двигатели на номинальные напряжения св. 100 до 380 В 1000 плюс двухратное
номинальное напряжение,
но не менее 1500
1250

5 Двигатели на номинальные напряжения св. 50 до 380 В с
двойной или усиленной изоляцией:

основная изоляция

дополнительная изоляция
усиленная изоляция

1000 плюс двукратное
номинальное напряжение,
но не менее 1500
2500

4000

1250
2500
3750

 

Примечания

1    Для двигателей на номинальные напряжения до 12 В. питаемых от автономных источников напряжения,
требования к электрической прочности изоляции не устанавливают.

2    Электрическую прочность изоляции между электрически не связанными обмотками устанавливают, при
необходимости, в технической документации на двитатегм конкретных типов согласно таблице 5.

  1. 4Ток утечки двигателей для бытовых электроприборов в нагретом состоянии и после воздей-
    ствия влаги устанавливают в нормативных документах или технической документации на двигатели
    конкретных видов или типов и не должен превышать 3.5 мА при напряжении ииом * 10 %.

Ток утечки двигателей на номинальные напряжения до 40 S не нормируют.

  1. 5Все двигатели, кроме двигателей на номинальное напряжение до 40 В. а также двигателей с
    усиленной или двойной изоляцией, должны иметь на корпусе или на коробке выводов, или на подшип-
    никовом щите заземляющий зажим по ГОСТ 21130 и ГОСТ 12.1.030.

По согласованию с заказчиком (основным потребителем) заземляющий зажим допускается
не ставить.

6        Комплектность

  1. 1Комплектность устанавливают в нормативных документах или технической документации на
    двигатели конкретных видов или типов.
  2. 2К комплекту прилагают документацию согласно ГОСТ 2.601. При отправке двигателей одного
    типа по одному адресу допускается по согласованию с заказчиком (основным потребителем) прилагать
    один экземпляр на всю отгружаемую одновременно партию.
  3. 3Количество и вид товаросопроводительной документации должны соответствовать условиям
    договора между предприятием и внешнеэкономической организацией.

7    Правила приемки

  1. 1Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-из-
    готовитель должно проводить квалификационные, предъявительские, если на предприятии проводится
    Государственная приемка продукции, приемо-сдаточные. периодические и типовые испытания.
  2. 2Квалификационные испытания следует проводить после изготовления установочной серии по
    программе приемо-сдаточных и периодических испытаний, установленных в стандартах на двигатели
    конкретных видов. Квалификационным испытаниям по программе приемо-сдаточных подвергают каж-
    дый двигатель, а по программе периодических — не менее 5 двигателей.

Допускается климатические испытания и испытания на надежность проводить на разных выбор-
ках двигателей установочной серии.

  1. 3Предъявительские и приемо-сдаточные испытания следует проводить по программе и в по-
    следовательности. указанных в стандартах на двигатели конкретных видов. При сплошном контроле
    двигатели на испытания поступают поштучно, по мере изготовления. За партию для приемки прини-
    мают сменный выпуск двигателей, если иное количество не оговорено в технической документации на
    двигатели конкретных типов. При выборочном контроле объем выборки, уровень контроля, вид кон-
    троля и приемочный уровень дефектности — по ГОСТ 18242. Правила приемки или браковки —* по
    нормативным документам.
  2. 4Периодические испытания проводят не реже одного раза в год по программе, указанной в
    стандартах на двигатели конкретных видов. Объем партии при планировании периодических испыта-
    ний — суммарный выпуск двигателей между периодическими испытаниями. План контроля — двух-
    ступенчатый. Вид контроля, объем выборки, уровень контроля и приемочный уровень дефектности по
    ГОСТ 18242 указывают в технической документации на двигатели конкретных типов. Правила приемки
    или браковки и оформление документов — по нормативным документам.

Выборку двигателей для проведения испытаний проводят методом случайного отбора из числа
принятых отделом технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя.

Периодические испытания на надежность следует проводить не реже одного раза в три года при
среднем ресурсе или средней наработке до отказа до 5000 ч и не реже одного раза в пять лет — при
среднем ресурсе или средней наработке до отказа более 5000 ч.

  1. 5Двигатели подвергают типовым испытаниям при изменениях конструкции, материалов и тех-
    нологии производства, если эти изменения могут оказать влияние на параметры и характеристики
    двигателей. Объем выборки и программу типовых испытаний составляет предприятие-изготовитель и
    согласовывают с разработчиком и государственной приемкой.
  2. 6Если при проведении периодических испытаний обнаружено несоответствие требованиям
    настоящего стандарта, то проводят повторные испытания удвоенного числа двигателей.

Результаты повторных испытаний являются окончательными после внедрения мероприятий,
направленных на устранение дефектов.

  1. 7Двигатели с подшипниками скольжения, а также коллекторные двигатели для испытаний всех
    видов отбирают после предварительной обкатки (притирки щеток и узлов трения) в течение времени,
    указанного в технической документации на двигатели конкретных типов.
  2. 8входной контроль двигателей у потребителя — по ГОСТ 24297. При проверке качества двига-
    телей потребитель проводит сплошной или выборочный контроль согласно 7.3. Объем выборки уста-
    навливает потребитель, но не менее трех двигателей из одновременно полученной партии. Результаты
    распространяют на всю партию. Правила приемки или браковки согласуются между потребителем и
    изготовителем двигателей. Испытания проводят по программе приемо-сдаточных испытаний, если в
    технической документации на двигатели конкретных типов нет других указаний.
  3. 9Проверку соответствия показателей надежности при квалификационных, периодических и ти-
    повых испытаниях требованиям настоящего стандарта проводит изготовитель двигателей контрольны-
    ми испытаниями. Испытания планируют по следующим данным:

-    риск потребителя 0;

-    браковочный уровень вероятности безотказной работы Р^,

-    приемочное число отказов Са 21 при подтверждении вероятности безотказной работы P(t).

Конкретные значения исходных данных, а также закон распределения отказов, при необходимо-
сти. устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Выборку для испытаний на безотказность определяют из таблицы 6 или ГОСТ 27.410 для одно-
ступенчатого метода. Для изделий единичного и мелкосерийного производства объем выборки устанав-
ливают в технических условиях на двигатели конкретных типов.

Таблица 6 — Объем выборки для контрольных испытаний на безотказность в зависимости от браковочного
уровня вероятности безотказной работы и риска потребителя р

  Р
0.05 0.10 0.15 0,20 0.25 0.30 0.36 0.40 0.45 0.60
0.99 296 228 187 159 137 119 104 91 79 69
0.98 133 114 94 80 69 60 52 45 40 34
0.97 98 76 62 53 46 40 35 30 26 23
0.96 74 57 47 40 34 30 26 23 20 17
0.95 56 45 37 32 27 24 21 18 16 14
0.94 48 37 31 26 22 20 17 15 13 11
0.93 46 32 26 22 19 17 15 13 11 10
0.92 41 28 23 19 17 15 13 11 10 8
0.91 36 24 20 17 15 13 11 10 9 7
0,90 28 22 18 15 13 12 10 9 8 7

 

Риск потребителя рекомендуется р £ 0.2.

По согласованию с основным потребителем допускается установленную наработку (Ту) и средний
ресурс или среднюю наработку до отказа проверять по результатам эксплуатации двигателей в составе
изделий, в которых они применяются.

В случае отрицательных результатов испытаний проводят повторные испытания на надежность
на двигателях, изготовленных после внедрения мероприятий, устраняющих обнаруженные дефекты,
на выборке, увеличенной по сравнению с первоначальной на 15 % — 20 % и установленной по табли-
це 6 или ГОСТ 27.410 для одноступенчатого метода для нового значения Pfi.

  1. 10Показатели безотказности и долговечности модификаций двигателей допускается устанав-
    ливать по результатам испытаний базовых изделий.
  2. 11Двигатели, подвергнутые испытаниям на надежность и типовым испытаниям, использованию
    по своему назначению не подлежат.

8    Методы испытаний

  1. 1Методы испытаний двигателей — по ГОСТ 7217. ГОСТ 11828 с учетом изложенного в насто-
    ящем стандарте. Испытания проводят при нормальных значениях климатических условий испытаний
    по ГОСТ 15150 и номинальном напряжении питания, если иные значения не установлены в настоящем
    стандарте для конкретных видов испытаний. Частота питания асинхронных и коллекторных двигателей
    переменного тока при испытаниях должна находиться в пределах, предусмотренных в 4.4.13. Синхрон-
    ные двигатели испытывают при частоте питания, указанной в стандартах или технической документа-
    ции на двигатели конкретных типов.

Конденсаторные двигатели испытывают с конденсаторами, отклонение емкости которых: не бо-
лее ±3 % — для рабочих и не более 15 % — для пусковых от номинального значения. Отклонение ве-
личины добавочного сопротивления, включаемого в цель двигателя. — не более ±2 % от номинального
значения.

Погрешность средств измерения момента вращения не должна превышать ±3 %. При пери-
одических испытаниях погрешность средств измерения частот вращения до 500 мин-1 — ±1 %.
св. 500 мин-1 — ±0.2 %. При приемо-сдаточных испытаниях частоту вращения допускается измерять
приборами с допустимой погрешностью 12 %. если более высокие требования не установлены в стан-
дартах или технической документации на двигатели конкретных типов. Испытания встраиваемых двига-
телей. состоящих только из ротора и статора (без подшипниковых щитов), проводят методами, указан-
ными в технической документации на двигатели конкретных типов.

Проверку соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта проводят сравнением по-
лученных результатов испытаний с техническими требованиями.

  1. 2Испытательные приборы и установки потребителя по точности и пределам измерения должны
    быть аналогичны приборам и установкам изготовителя.
  2. 3Внешний вид двигателей проверяют осмотром невооруженным глазом на соответствие кон-
    структорской документации или сравнением с внешним видом утвержденного контрольного образца.
    Кромки и углы не должны повреждать руку при соприкосновении. При внешнем осмотре также прове-
    ряют вращение вала рукой и наличие маркировки выводных концов обмоток двигателей, общую марки-
    ровку. комплектность и упаковку.
  3. 4Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей и биение выступающе-
    го рабочего конца вала проверяют измерительным инструментом или калибрами согласно ГОСТ 8592.

Допускаемая погрешность измерений — по ГОСТ 8.051.

Направление вращения вала определяют визуально при включении или отключении двигате-
ля. По направлению вращения вала определяют правильность маркировки выводных концов обмоток
двигателя.

  1. 5Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность при приемо-сдаточных испыта-
    ниях. а также после испытаний на влагостойкость проводят по ГОСТ 11828 в практически холодном
    состоянии двигателей, а при всех других видах испытаний — сразу после испытания на нагревание.
    Допустимое отклонение выходного напряжения испытательной установки не должно превышать +5 %
    от заданного значения в 5.3.

8о время испытаний конденсаторы, помехоподавляющие фильтры и электронные схемы управ-
ления и стабилизации отключают. Потребителю допускается испытывать электрическую прочность изо-
ляции обмоток двигателей, поставляемых с изделиями, не более трех раз напряжением, указанным в
таблице 5 для значений, приведенных в графе «после испытания на влагостойкость». У двигателей
герметичных компрессоров дополнительно к указанному допускается испытывать электрическую проч-
ность изоляции обмоток не более двух раз напряжением, составляющим 70 % указанных в таблице 5
значений, приведенных в графе «до испытания на влагостойкость». При массовом выпуске потребите-
лю допускается испытывать электрическую прочность изоляции двигателей в течение (1 ± 0.2) с напря-
жением. на 20 % выше указанного в графе «после испытания на влагостойкость».

Полезная мощность испытательного трансформатора должна быть не менее 0.25 кВ А при ис-
пытательном напряжении до 2500 В. 0.5 кВ ■ А -- при испытательном напряжении до 5000 В.

  1. 6Напряжение трогания проверяют, если это установлено в стандартах или технической доку-
    ментации на двигатели конкретных типов, без нагрузки на валу из нескольких положений ротора двига-
    теля относительно статора путем плавного увеличения напряжения питания от нуля до значения, при
    котором вал двигателя начнет вращаться. За напряжение трогания принимают наибольшее измерен-
    ное значение напряжения. При приемо-сдаточных испытаниях напряжение питания увеличивают до
    значения, указанного в технической документации, в течение 1—3 с.
  2. 7Испытание при отклонениях напряжения и частоты питания от номинальных значений прово-
    дят после достижения установившейся рабочей температуры обмоток двигателей и при номинальном
    моменте нагрузки в течение 10 мин. Конденсаторные двигатели проверяют при минимальном значе-
    нии емкости рабочего конденсатора. При этом двигатели должны работать без рывков, остановок и
    опрокидывания вращающего момента, а синхронные двигатели не должны выпадать из синхронизма
    в течение 10 мин работы. Двигатели кратковременного и повторно-кратковременного режимов работы
    испытывают в течение времени, указанного в нормативных документах или технической документации
    на двигатели конкретных типов.
  3. 8Начальный пусковой момент определяют на нагрузочном стенде или другом устройстве,
    обеспечивающем нагружение двигателя заданным моментом при подаче напряжения на обмотки дви-
    гателя. Проводят не менее пяти измерений момента при различных положениях ротора относитель-
    но статора. За начальный пусковой момент принимают наименьшее измеренное значение момента.
    Отсчет показаний приборов при измерении проводят не позднее 4 с после включения. Одновремен-
    но определяют начальный пусковой ток амперметром или осциллографом, имеющим послесвечение.
    В момент отсчета тока и момента напряжение питания двигателя должно соответствовать номиналь-
    ному значению. Испытания проводят у двигателей продолжительного режима работы в холодном со-
    стоянии. у двигателей других режимов работы — при температуре обмоток, указанной в нормативных
    документах или технической документации на двигатели конкретных видов или типов.

Допускается определять начальный пусковой момент по механической характеристике М - Дл)
двигателя, записанной регистрирующим прибором.

При невозможности испытания начального пускового момента и пускового тока при номинальном
напряжении испытания проводят при пониженном напряжении по ПОСТ 11828.

  1. 9Превышение температуры обмоток двигателей — по ГОСТ 11828. Превышение температу-
    ры обмоток определяют методом измерения сопротивления обмоток при постоянном токе в практиче-
    ски холодном и нагретом состояниях или с использованием встроенных термоприемников. Двигатели
    должны работать при номинальных значениях напряжения и номинальном моменте нагрузки. Двига-
    тели закрепляют на нагрузочном устройстве через теплоизолирующие прокладки (текстолитовые или
    резиновые толщиной не менее 5 мм) таким образом, чтобы они не влияли на вентиляцию и теплоотдачу
    двигателя: способ закрепления к испытательному стенду узлов статора и ротора встраиваемых дви-
    гателей (например, холодильников) должен быть оговорен в технической документации на двигатели
    конкретных типов. Конденсаторные двигатели мощностью до 25 Вт допускается испытывать в режиме
    холостого хода. Сопротивление обмоток якоря коллекторных двигателей измеряют до и после испыта-
    ний по фиксированным ламелям коллектора в течение не более 25 с после снятия напряжения.

Двигатели закрытого исполнения без внешнего обдува допускается испытывать с прикрепленным
алюминиевым радиатором со стороной квадрата, равной 2.5 диаметра корпуса двигателя, и толщиной
не менее 5 мм.

Время измерения сопротивления остальных обмоток после снятия с них напряжения не должно
превышать 10 с. Если первое измерение сопротивления в нагретом состоянии было проведено позд-
нее указанного времени, то превышение температуры следует находить экстраполяцией. Превышение
температуры обмоток двигателей проверяют при практически установившемся температурном режиме,
если иное не установлено в нормативных документах или технической документации на двигатели кон-
кретных типов. Двигатели вентиляторов и тепловентиляторов допускается испытывать в этих приборах
с нагрузкой, создаваемой крыльчаткой вентилятора, для которого они предназначены.

  1. 10КПД определяют по ГОСТ IEC60034-2-1 и ГОСТ IEC60034-2А. При этом также определяют
    номинальную и потребляемую мощности, потребляемый ток и частоту вращения. Частоту вращения
    измеряют при номинальной нагрузке двигателя приборами, которые при измерениях не нагружают дви-
    гатель дополнительным моментом. Показания всех измеряющих приборов фиксируют в течение 1 —5 с.
    КПД определяют как отношение полезной мощности к потребляемой мощности. Коэффициент мощ-
    ности для двигателей переменного тока определяют как отношение потребляемой мощности к произ-
    ведению потребляемого тока и напряжения.
  2. 11Средний уровень звука при квалификационных, периодических и типовых испытаниях изме-
    ряют техническим методом по ГОСТ 11929 на расстоянии 1 м от наружного контура двигателя.

При испытаниях измерительный микрофон располагают на расстоянии (1,00 ± 0.03) м от наруж-
ного контура двигателя, при измерении уровня звука двигателей звукозаписывающей и звуковоспроиз-
водящей аппаратуры — на расстоянии (0,25 ± 0.01) м от наружного контура двигателя. Двигатели при
испытаниях устанавливают в рабочем положении на нерезонирующем основании или подвешивают на
эластичных элементах. Двигатели, предназначенные для нескольких рабочих положений вала, испыты-
вают в положении, наихудшем для создаваемого уровня звука, указанном в технической документации
на двигатели конкретных типов. Если положение в технической документации не оговорено, то прини-
мают горизонтальное положение.

При приемо-сдаточных испытаниях средний уровень звука допускается проверять ориентировоч-
ным методом путем сравнения с уровнем звука контрольного образца двигателя в любых помещениях
согласно ГОСТ 11929. уровень шума помех в которых не менее чем на 3 дБА меньше проверяемой
величины. Двигатели при испытаниях работают в режиме холостого хода или при частоте вращения,
близкой к номинальной, которая должна быть указана в технической документации на двигатели кон-
кретных типов.

Допускается при приемо-сдаточных испытаниях проверять уровень звука в одной точке, что долж-
но быть оговорено в технической документации на двигатели конкретных типов. Двигатели мощностью
до 10 Вт можно испытывать другими методами, указанными в технической документации на двигатели
конкретных типов.

  1. 12Определение среднеквадратичного значения виброскорости — по ГОСТ IEC60034-14 и
    ГОСТ 20832 при упругой установке испытуемого двигателя. Асинхронные и синхронные двигатели ис-
    пытывают в режиме холостого хода при номинальном напряжении, коллекторные и бесконтактные —
    при номинальной частоте вращения или близкой к ней (в пределах не более 5 % от номинальной), кото-
    рую получают, при необходимости, изменением напряжения питания. Места крепления измерительного
    датчика рекомендуется располагать вблизи мест крепления двигателя в изделии и следует оговаривать
    в технической документации на двигатели конкретных типов. Двигатели с наружным ротором допуска*
    ется испытывать при жесткой установке.

Среднеквадратичное значение вибросхорости ve однофазных асинхронных и синхронных двига*
теней определяют по результатам измерений по формуле

       
     
   
 

 

 

 

где ven — измеренный общий уровень виброскорости двигателей, мм/с;

vp2n — уровень вибросхорости, измеренный на частоте, равной двойной частоте питающей сети.

  1. 13Ток утечки определяют по ГОСТ 27570.0. Ток утечки измеряют между корпусом или щитами
    и всеми полюсами токоведущих частей после испытаний двигателей на нагревание и влагостойкость.
    Если корпус или щиты двигателя охрашены, то в качестве электрода используют металлическую фоль*
    гу площадью не менее 20 * 10 мм2, плотно прижатую к поверхности корпуса или щита с усилием не
    менее 9.8 Н.

При испытаниях двигатель должен быть изолирован от земли и работать в режиме холостого хода,
а коллекторные двигатели с последовательным возбуждением — при номинальной нагрузке. Питание
двигателей от источника с разделительным трансформатором, имеющим изолированную вторичную
обмотку, с напряжением, равным максимальному допустимому. — согласно 4.4.12. Схемы измерения
тока утечки — по ГОСТ 14087. где электрическим элементом являются обмотки двигателя. Конденса*
торы и помехоподавляющие устройства, установленные на двигателях, при испытании должны быть
отключены.

  1. 14Испытание на воздействие механических факторов
  2. 14.1Испытание на ударную прочность проводят без электрической нагрузки по ГОСТ 20.57.406
    методом 104*1.

При испытании двигатели устанавливают в рабочем положении на стенде ударных нагрузок и за*
крепляют по аналогии их крепления в изделии за присоединительные элементы, указанные в техниче-
ской документации. При наличии нескольких рабочих положений двигателя при механических испыта-
ниях двигатели крепят к стенду в положении, указанном в технической документации на этот двигатель.
После воздействия ударных нагрузок проводят внешний осмотр двигателей и проверяют параметры,
указанные в нормативных документах или технической документации на двигатели конкретных видов
или типов.

  1. 14.2Испытание на вибролрочность — по ГОСТ 20.57.406. методы 103-1, 103*2 или 103-4. без
    электрической нагрузки. Крепление двигателей к вибростенду — согласно 8.14.1. После испытаний
    проверяют параметры, указанные в нормативных документах или технической документации на двига-
    тели конкретных видов или типов.
  2. 14.3Испытание на виброустойчивость — по ГОСТ 20.57.406. метод 102*1.

Двигатели крепят к вибростенду согласно 8.14.1. После испытаний проверяют те же параметры,
что и при испытаниях на вибропрочность. В процессе испытания контролируют потребляемый ток
испытуемого двигателя.

  1. 14.4Испытание на ударную прочность при транспортировании проводят следующим образом.
    Изделия в упаковке, предназначенной для транспортирования, жестко крепят на платформе ударного
    стенда хомутами, планками или другими способами и подвергают воздействию ударов в соответствии
    с таблицей 7. если в технической документации на двигатели конкретных типов нет других указаний.

Последовательность испытаний при воздействии ударов не регламентируют. Между испытаниями
допускают перерывы.

Таблица 7

Направление
нагрузки
Масса
изделий
о упаковке,
кг. не более
Характеристика испытательного режима
Ускоре-
ние. М/С2

Длитель-

КОСТЬ
удара, мс

Число ударов, тыс Ориентире-
вечное число
ударов
о минуту
Условия транспортирования
Л С Ж
Вертикальное 50 147 2—20 0,40 2.0 20 40—120
Горизонтальное:
продольное
50 11В 2—20 0,04 2.0 40—120
поперечное 50 118 2—20 0.04 0.2 2.0 40—120

Примечание — Испытания проводят при одном значении длительности действия ударного ускоре-
ния. находящемся а указанных в настоящей таблице пределах.

 

Допускается вместо испытания на ударном стенде проводить испытание путем перевозки на ав-
томашинах на расстояние со скоростью транспортирования и по дорогам согласно ГОСТ 23216 в за-
висимости от условий, указанных в 9.6. Для двигателей прямого экспорта, транспортируемых морем,
методы испытаний должны быть указаны в технической документации на двигатели конкретных типов.
Двигатели, упакованные в контейнеры без деревянных ящиков, испытывают только перевозкой авто-
машинами.

По окончании испытания проводят внешний осмотр тары и упаковки, затем двигатели распаковы-
вают. проводят их внешний осмотр и проверяют параметры, указанные в стандартах или технической
документации на двигатели конкретных видов или типов. Тару и двигатели считают выдержавшими
испытание, если тара и упаковка не имеют недопустимых согласно нормативным документам разру-
шений, а параметры двигателей соответствуют требованиям настоящего стандарта и стандартов или
технической документации на двигатели конкретных видов или типов.

  1. 14.5Испытание прочности упаковки и тары на удар при свободном падении проводят по
    ГОСТ 23216 путем сбрасывания упакованных в деревянные ящики двигателей на плотный грунт, ас-
    фальт или деревянный пол с высоты 0,8 м дном ящика вниз. Число падений — одно. После испытаний
    проводят внешний осмотр тары и упаковки и проверяют те же параметры, что и при испытаниях на
    ударную прочность при транспортировании. После испытаний тара и упаковка не должны иметь тре-
    щин, изломов, расслабления крепления досок и планок, фиксирующих положение двигателей в таре.
    Если двигатели упаковывают непосредственно в деревянные контейнеры специальной конструкции без
    деревянных ящиков, то контейнер с упакованными двигателями общей массой до 200 кг сбрасывают с
    той же высоты один раз только в начале эксплуатации контейнера.
  2. 15Климатические испытания
  3. 15.1Испытание на воздействие пониженной предельной температуры среды проводят по
    ГОСТ 20.57.406. метод 204-1. Продолжительность воздействия холода в нерабочем состоянии двига-
    телей -4 ч. Выдержка в нормальных климатических условиях после изъятия из камеры холода — не
    менее 12 ч. После испытания проводят внешний осмотр и измеряют сопротивление изоляции обмоток
    относительно корпуса, а также параметры, указанные в стандартах или технической документации на
    двигатели конкретных видов или типов.

Испытание на холодостойкость при температуре транспортирования и хранения допускается со-
вмещать с испытанием на холодостойкость при эксплуатации.

  1. 15.2Испытание на воздействие пониженной рабочей температура среды проводят для двигате-
    лей категорий размещения 1.1,2 и 3 по ГОСТ 20.57.406, метод 203-1.

Время выдержки в камере холода в нерабочем состоянии — 2 ч. Непосредственно после испыта-
ния двигателей, но не позднее чем через 10 мин после изъятия из камеры холода, проверяют параме-
тры. указанные в стандартах или технической документации на двигатели конкретных видов или типов.

  1. 15.3Испытание на воздействие повышенной рабочей температуры среды — по ГОСТ 20.57.406.
    метод 201-2. Время выдержки двигателей в камере без электрической нагрузки — 3 ч. После этого дви-
    гатели выдерживают в камере подключенными к сети и работающими с номинальным нагрузочным
    моментом, если иная нагрузка не указана в технической документации, при верхнем значении темпе-
    ратуры в течение 3 ч. Не позднее 30 с после отключения от источника питания измеряют сопротивле-
    ние изоляции обмоток статора относительно корпуса двигателя. После испытания проводят внешний
    осмотр.

В процессе испытания определяют превышение температуры обмоток методом сопротивлений.

  1. 15.4Испытание на воздействие повышенной влажности воздуха — по ГОСТ 20.57.406; ме-
    тод 207-1 — двигателей промышленного назначения, метод 207>2 — двигателей бытового назначения.

Двигатели бытового назначения помещают в камеру и выдерживают при температуре (25 * 3) ”С
в течение 2 ч. Затем влажность в камере увеличивают до (95 - 3) % и выдерживают 48 ч. а двигатели
с повышенными требованиями к влагоустойчивости. например для стиральных машин, выдерживают
168 ч.

По истечении указанного времени двигатели извлекают из камеры, измеряют сопротивление и
электрическую прочность изоляции и ток утечки, если это указано в технической документации на дви-
гатели. Электрическую прочность изоляции проверяют не позднее чем через 5 мин после извлечения
из камеры влаги. После извлечения из камеры двигатели выдерживают в нормальных климатических
условиях 12 ч. После этого проводят внешний осмотр, проверяют ток холостого хода или номинальный
ток и разбирают двигатель с целью оценки коррозионной стойкости сборочных единиц и деталей. Перед
установкой двигателей в камеру влаги выступающий конец вала и присоединительные элементы из
стали и чугуна, не защищенные от коррозии, должны быть смазаны смазкой ЦИАТИМ. ОКБ любой мар-
ки или консервационным маслом.

Двигатели промышленного назначения категории размещения 4 испытывают по ГОСТ 20.57.406
методом, указанным в стандартах или технической документации на двигатели конкретных видов или
типов.

  1. 15.5Испытание двигателей тропического исполнения на воздействие плесневых грибов —
    по ГОСТ 20.57.406. если такие требования установлены в технической документации на двигатели
    конкретных типов.
  2. 15.6Испытание на воздействие изменения температуры среды проводят для двигателей кате-
    горий размещения 1.1. 2 и 3 по ГОСТ 20.57.406. метод 205-2. Двигатели помещают в камеру холода,
    температура в которой соответствует нижнему значению температуры двигателей при эксплуатации, и
    выдерживают 2 ч. Извлеченные из камеры холода двигатели выдерживают в нормальных условиях ис-
    пытаний 2 ч и затем помещают в камеру тепла. Температура камеры должна соответствовать верхнему
    пределу температуры при эксплуатации. В камере тепла двигатели выдерживают 2 ч. после чего их из-
    влекают из камеры и выдерживают в нормальных климатических условиях испытаний 1 ч.

Двигатели подвергают трем следующим друг за другом циклам. После испытаний проводят внеш-
ний осмотр двигателей и проверяют сопротивление изоляции обмоток на соответствие 5.2. а также
параметры, указанные в нормативных документах или технической документации на двигатели кон-
кретных видов или типов.

  1. 16Испытание двигателей на надежность проводят на специальных испытательных стендах или
    установках, прошедших метрологическую аттестацию и имитирующих режимы и условия работы их в
    изделиях. Нагрузки, приложенные к валу двигателей, должны быть установлены в нормативных доку-
    ментах или технической документации на двигатели конкретных типов.

Допускается по согласованию с потребителем испытание двигателей на надежность проводить
в изделиях, в которых они применяются, одновременно с испытаниями самих изделий на надежность
или в условиях эксплуатации. В случае определения показателей надежности двигателей при работе в
изделиях и в условиях эксплуатации программу и методику сбора и обработки информации указывают
в технической документации на двигатели конкретных типов.

Испытание на надежность двигателей проводят в нормальных климатических условиях испыта-
ний по ГОСТ 15150. если иные не указаны в нормативных документах или технической документации
на двигатели конкретных типов. При этом напряжение и частота сети питания должны быть в пределах,
указанных в настоящем стандарте; механические воздействия (вибрация, удары) практически отсут-
ствуют. а перегрев обмоток двигателей не должен превышать значений, допустимых для принятого
класса изоляции.

Испытание двигателей на частоту литания 60 Гц допускается проводить при питании от сети 50 Гц
только по согласованию с заказчиком.

До испытаний, затем через 50.100. 250, 500, 750.1000, 1500. 2000. 3000 ч с начала испытаний и
далее через каждые 1000 ч наработки, а также в конце наработки проводят внешний осмотр, измеряют
сопротивление изоляции и проверяют уровень звука, если это указано в технической документации на
двигатели. Кроме того, проверяют ток холостого хода или потребляемый ток и частоту вращения при
номинальной нагрузке и другие параметры, указанные е нормативных документах или технической до*
кументации на двигатели конкретных видов или типов. Проверку параметров после истечения времени
испытаний 50, 100, 250, 750 и 1500 ч для двигателей с подшипниками качения не проводят. Контроль
показателей через 50 и 100 ч испытаний для двигателей, наработка которых более 500 ч. не проводят.

По истечении указанной наработки периодическое измерение параметров испытуемых двигате-
лей проводят через интервалы времени, указанные в нормативных документах или технической до-
кументации на двигатели конкретных типов. Отказом считают выход из строя двигателя в процессе
испытаний или любое несоответствие проверенных параметров требованиям настоящего стандарта.

Двигатели считают выдержавшими испытания на надежность, если число отказов за установлен-
ную безотказную наработку 7*у равно нулю, число отказов при подтверждении вероятности безотказной
работы не превышает приемочного числа CL, средняя наработка до отказа равна или больше заданной
в технической документации на двигатели конкретных типов. План испытаний — N — U — Т по нор-
мативным документам. При квалификационных испытаниях — план N — U — N. Среднюю наработку
до отказа определяют как среднеарифметическое значение наработок всех испытуемых двигателей.
Испытание двигателей серийного производства прекращают, когда подтверждаются заданные в техни-
ческой документации на конкретный тип двигателя показатели надежности (безотказности).

Отказавшие во время испытаний двигатели не заменяют и не ремонтируют.

Допускается проводить регламентные работы, предусмотренные в технической документации, и
заменять не более двух двигателей из выборки, если отказ произошел в течение первых 30—50 ч от
начала испытаний (приработочный отказ) для двигателей, средняя наработка до отказа или средний
ресурс которых превышает 1000 ч.

Средний ресурс или среднюю наработку до отказа определяют по результатам ислытаний двига-
телей на надежность до предельного состояния (сгорание обмоток, заклинивание подшипников, обрыв
в обмотках, пробой изоляции, невыполнение функциональных свойств в изделии). При испытаниях на
долговечность контролируют только те параметры двигателей, которые обеспечивают безопасность
при эксплуатации или функциональные свойства изделия, в котором они применяются. Если испытания
проводят ускоренными методами, то в стандартах или технической документации на двигатели конкрет-
ных типов должны быть указаны:

-    режим ускоренных испытаний:

-    коэффициент ускорения:

-    методика перерасчета результатов испытаний.

Средний срок службы определяют расчетным путем по результатам испытаний как отношение
среднего ресурса или средней наработки до отказа к среднему сроку работы двигателей в году, который
указывают в технической документации на двигатели конкретных типов. Средний срок работы в году
может определяться через коэффициент использования календарного времени изделия, для которого
предназначен двигатель.

  1. 17Массу двигателей определяют взвешиванием на технических весах с допустимой погрешно-
    стью не более 2 % измеряемой величины.
  2. 18Проверка степени защиты от прикосновения к токоведущим частям и попадания воды — по
    ГОСТ IEC60034-5.

9    Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

  1. 1Двигатели на корпусе должны иметь следующую маркировку по ГОСТ 18620:

-     товарный знак предприятия-изготовителя;

-    условные обозначения двигателя с климатическим исполнением и категорией размещения по
ГОСТ 15150;

-     заводской номер двигателя;

-     род тока:

-     частоту и число фаз (для двигателей переменного тока);

-     соединение фаз (для трехфаэных двигателей):

-     номинальный режим работы;

-     номинальное напряжение или пределы номинального напряжения. В;

-     номинальную мощность. Вт:

-     номинальный ток. А;

-      номинальную частоту или номинальные частоты вращения, мин-1;

  • емкость. мкФ, и напряжение конденсаторов. 8 (для двигателей, работающих с конденсаторами);
  • степень защиты;

-      дату выпуска;

  • массу, если она превышает 10 кг;
  • класс изоляции для двигателей экспортного исполнения, если имеется требование внешнетор-
    говой организации;
  • обозначение технической документации, по которой проводят изготовление двигателей, или
    обозначение стандарта на двигатели конкретных видов или типов;

-      государственный Знак качества, если он присвоен выпускаемому двигателю.

Для двигателей, где указание всех данных невозможно, допускается сокращенная маркировка.
При этом обязательно указывают:

-      товарный знак предприятия-изготовителя;

  • условное обозначение двигателя с климатическим исполнением и категорией размещения;
  • номинальное напряжение и род тока.

Обозначение технической документации, по которой изготовляют двигатель, или стандарта на
двигатели конкретных видов или типов и государственный Знак качества, если он присвоен выпускае-
мому двигателю, указывают в маркировке по согласованию с потребителем.

Род тока не указывают, если указана полярность обмоток или частота сети.

Для двигателей, предназначенных для экспорта, дополнительно указывают информацию о стра*
не-изготовителе.

Государственный Знак качества и обозначение технической документации не наносят на двигате-
ли. предназначенные для экспорта. Они маркируются обозначением стандарта на двигатели конкрет-
ных видов или типов и. по требованию потребителя, степенью защиты по ГОСТ 14254. Товарный знак
предприятия-изготовителя наносят, если он зарегистрирован в установленном порядке. Дату изготов-
ления на двигателях экспортного исполнения не указывают, если это оговорено условиями договора
между предприятием-изготовителем и внешнеэкономической организацией.

  1. 2Маркировка выводов обмоток двигателей — по ГОСТ 26772.

Если обмотки двигателей имеют только два вывода, а полярность сети не влияет на направление
вращения вала, то выводы обмоток допускается не маркировать. При отсутствии монтажных проводов
необходимых цветов допускается маркировка цветными трубочками или замена цветов;

-      желтого на зеленый или оранжевый;

-      синего на голубой или серый, или белый;

-      красного на розовый или вишневый:

-      черного на коричневый или фиолетовый.

Для всех однофазных асинхронных двигателей допускается применять выводы обмоток следую-
щих цветов:

-      С1 — красный или розовый, или вишневый;

-      С2 — зеленый или желтый, или оранжевый;

-      В1 — белый или серый, или синий, или голубой;

-      В2 — черный или фиолетовый, или коричневый.

8 случае установки колодки или контактного мостика выводов допускается следующая цифровая
маркировка:

-      1 — начало главной обмотки;

-      2 — начало вспомогательной обмотки;

-      3 — конец главной обмотки;

-      4 — конец вспомогательной обмотки.

  1. 3Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192.
  2. 4Консервация двигателей — по ГОСТ 9.014 и ГОСТ 23216. Срок действия консервации —
    один год.
  3. 5Упаковку двигателей проводят в деревянные ящики по ГОСТ 16511 или в контейнеры по
    ГОСТ 15102. ГОСТ 18477 или изготовленные по другим нормативным документам.

Упаковка двигателей, предназначенных для районов Крайнего Севера. — по ГОСТ 15846. Упа-
ковка должна удовлетворять условиям транспортирования и хранения двигателей по ГОСТ 15150 и
ГОСТ 23216. Допускается упаковка двигателей в пакеты без деревянных ящиков. При упаковывании
в пакеты необходимо защитить концы валов, клеммные колодки, коммутаторы и стабилизаторы от
возможных повреждений, а между двигателями необходимо уложить прокладки из амортизационных
материалов (картона, бумаги, поролона, пенопласта и т. п.); допускается для амортизации применять
гофрированный картон, бывший в употреблении. Перемещение двигателей внутри тары или пакета
более чем на 5 мм не допускается, если в технической документации на двигатели конкретных типов
нет других указаний. В контейнеры двигатели упаковывают без деревянных ящиков на поддонах, изго-
товленных по нормативным документам, или на разборных полках в один ряд по высоте. Другие виды
упаковки указывают в технической документации на двигатели конкретных типов.

  1. 6Транспортирование двигателей должно осуществляться всеми видами транспорта в крытых
    транспортных средствах. Условия транспортирования двигателей в части воздействия механических
    факторов внешней среды: Л — для двигателей, предназначенных на экспорт. Ж — по ГОСТ 23216. в
    части воздействия климатических факторов внешней среды — по группе условий хранения 4 (Ж2) по
    ГОСТ 15150. если иные не предусмотрены в стандартах или технической документации на двигатели
    конкретных видов или типов. Перемещение двигателей за выводные концы обмоток статоров не до-
    пускается.
  2. 7Условия хранения двигателей—по группе условий хранения 1 (Л) ГОСТ 15150 и ГОСТ 23216.
    если в технической документации на двигатели конкретных типов не указаны другие условия хранения.

При хранении у потребителя двигатели без упаковки размещают на стеллажах в один ряд по
высоте.

10     Указания по эксплуатации

  1. 1Эксплуатацию двигателей следует проводить согласно правилам технической эксплуата-
    ции электроустановок потребителей, утвержденным компетентными государственными органами1) или
    инструкцией по монтажу и эксплуатации для двигателей, предназначенных для экспорта.
  2. 2Требования пожарной безопасности — по ГОСТ 12.1.004.

Двигатели, применяемые в изделиях, работающих без присмотра, должны быть защищены от
превышения температуры сверх допустимой для принятого класса изоляции в аварийных режимах
(режимах короткого замыкания, выхода из строя пускового элемента и др.) защитными устройствами,
предусмотренными схемой включения.

Температура обмоток в режиме короткого замыкания двигателей с защитным устройством не
должна превышать значений, указанных в таблице 6.

Таблица 8

Момент сбрасывания ващитното устройства Температура нагрева обмоток. *С.
не более
Класс маоляции
А Е в
В течение первого часа работы двигателя (пиковое значение) 200 215 225
После первого часа работы двигателя (пиковое значение) 175 190 200
После первого часа работы двигателя (среднеарифметическое значение) 150 165 175

 

  1. 3Двигатели без защитных устройств допускается применять в изделиях, работающих без
    присмотра, если температура нагрева обмоток в режиме короткого замыкания не превышает. ’С:
  • 150 — для класса изоляции А;
  • 165 — для класса изоляции Е;

-     175 — для класса изоляции В;

-     190 — для класса изоляции F.

  1. 4Для включения и отключения пусковых элементов (пускового конденсатора и пусковой
    обмотки повышенного сопротивления) следует применять пусковые устройства. Продолжительность
    подключения пускового элемента не должна превышать 3 с. Допускается совмещение пускового и за-
    щитного устройств в одном изделии.

В Российской Федерации действуют «Правила технической эксплуатации электроустановок потребите-
лей*. утвержденные приказом Минэнерго России.

  1. 5Конденсаторные и однофазные двигатели с пусковой емкостью применяют с конденсатора*
    ми. отклонение емкости которых от номинального значения не должно превышать:
  • ± 5 % — для рабочих конденсаторов синхронных двигателей;
  • ± 10 % — для рабочих конденсаторов асинхронных двигателей;
  • ± 20 % — для пусковых конденсаторов, если иные значения отклонений не указаны в техниче-
    ской документации на двигатели конкретных типов.

11      Гарантии изготовителя

  1. 1Изготовитель гарантирует соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта при
    условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
  2. 2Гарантийный срок эксплуатации двигателей — 2.5 года со дня начала эксплуатации двигате-
    лей промышленного назначения и со дня продажи через розничную торговую сеть двигателей бытового
    назначения. По согласованию с потребителем допускается устанавливать гарантийный срок службы
    двигателей равным гарантийному сроку службы прибора, в котором они применяются.
  3. 3Для двигателей, предназначенных для экспорта, гарантийный срок эксплуатации — 2.5 года
    со дня начала эксплуатации, но не более 3 лет с момента проследования их через государственную
    границу страны-изготовителя.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Разделы статей

Новости                         Архив
15.11.2019

Благотворительная программа «Подари детям Новый Год»

Благотворительная программа «Подари детям Новый Год»

сбор средств новый год

Благотворительный фонд «Энергия спорта» приглашает своих партнеров и спонсоров, а также просто неравнодушных людей присоединиться к благотворительной акции «Новогодние подарки». Давайте вместе подарим нуждающимся детям особенный новый год.

подробнее...

01.10.2019

Кулачковые переключатели ABB

подробнее...

30.09.2019

Поставщик Низковольтное оборудование и Низковольтные промышленные компоненты.

подробнее...

16.09.2019

Кулачковые переключатели ПК EKF PROxima по выгодной цене

подробнее...

16.09.2019

Кулачковые переключатели Kraus & Naimer (K&N) по выгодной цене

подробнее...

 
© 2009 ООО "НПП Энергомаш"
Разработка сайтов Мегагруп
Машины электрические малой мощности ДВИГАТЕЛИ ГОСТ 16264.0—2018